В экспозиции музея представлено около 300 икон, самая ранняя из них датируется 1734 годом, самая поздняя — 1919-м. У многих из них драматичная судьба: их рубили топорами, резали, жгли, ликам святых выцарапывали глаза. Во время массового закрытия церквей большое количество икон было отдано населению на колхозные нужды. Многие из них отреставрированы, однако некоторые остались в первоначальном виде. Из последних создана отдельная экспозиция, чтобы напомнить людям о вандализме, происходящем в стране не так давно.
Маршрут: посмотреть
Виды работ: строительство
Категория: культура и искусство
Период: 2011 г.
Стоимость проекта: нет данных
Всемирно известный Дом Невьянской иконы переедет в особняк купца Дождева в ближайшее время
09.10.2019В ближайшее время Дом Невьянской иконы переедет в особняк купца Алексея Дождева на ул. Советской. Сейчас в здании постройки середины XIX века благодаря поддержке свердловского губернатора Евгения Куйвашева идут реставрационные работы. Об этом «Новому Уралу» рассказала директор организации Наталья Прилепская. Сейчас мастера ютятся в помещениях дома № 2 на ул. Красноармейской. Здесь, в небольшом зале, 8 иконописцев, 2 художника-скульптора и один художник-ювелир по канонам древнейшей невьянской школы создают шедевры, которые ценят искусствоведы по всему миру, и реставрируют образы святых.
«Главное, что поражает в невьянских красках, — звон. Краски так и называются — звенящие, — говорит Наталья Прилепская. — Мы сейчас пользуемся современными питерскими красками, но это не конечный материал, он дошлифовывается. При письме краски как минимум смешивают с яичной эмульсией, что позволяет им быть более крепкими и эластичными. Каждый мастер сам делает для себя те материалы, с которыми работает, и у каждого есть свои секреты. Перед тем как писать святой образ, мастер готовит досочку. Это очень длительная и трепетная работа, и от неё зависит дальнейшая жизнь иконы. На досочку выкладывается паволока, затем колоссальное количество тончайших левкасных слоёв (смесь гипса и клея). Только потом выкладывается листовое сусальное золото. Оно очень тонкое, колышется, может упасть и разбиться вдребезги, поэтому в этот момент мастер старается даже не дышать. Но и этого мало, золото нужно выгладить до зеркального блеска. Кто-то делает это кистью, другой — агатовым камнем, третий — ватным тампоном: у каждого своя изюминка в работе. И вот тогда уже мастер может писать святой образ».
Помимо мастерской, в усадьбе Дождева разместятся музей, где иконы будут освещаться при помощи скользящих по специальным рельсам прожекторов, и школа маленького иконописца, которая была открыта 4 года назад. Шанс освоить уникальное мастерство выпал 32 юным жителям Невьянска в возрасте от 4,5 до 12 лет.
«Невьянская икона — это не только настоящее, но также будущее Невьянска и самой иконописной школы, — отмечает Наталья Прилепская. — Мы вправе мечтать о втором, третьем, четвёртом, пятом поколении мастеров. Конечно, все ученики не станут иконописцами, кто-то устроится водителем, кто-то — учителем. Но будет здорово, если они после того, как разъедутся по разным городам, смогут рассказать другим, что в детстве видели невьянскую икону, соприкасались с ней. Есть среди ребятишек и те, кто подаёт серьёзные надежды. Они уже дают мастер-классы по выкладке сусального золота в образовательных учреждениях».
Мастерская занимается иконописью уже более 15 лет. Сегодня творения Дома Невьянской иконы можно встретить в резиденции свердловского губернатора, уральского полпреда, а также в музее-заповеднике в Керчи. Образ Божией Матери «Умиление» является частью коллекции антиквариата в Букингемском дворце Великобритании. К каждой иконе прилагается специальный документ, так называемый сертификат, где указано, как она изготавливалась, какими мастерами и кто теперь будет её владельцем. Под эгидой Дома Невьянской иконы трудятся мастера в возрасте от 24 до 56 лет. А начиналось всё с одного человека.
«Для нас здесь важны две даты, — говорит директор Дома Невьянской иконы. — В 1994 году Пётр Иванович Савкин приобрёл уникальную технологию, которая позволяет уплотнять любую древесину на 50%. Он хотел изготавливать паркет, но в итоге патент лёг на полочку, а главным и единственным направлением стало художественное, а именно иконопись. И сегодня современная невьянская икона — это как раз применение той технологии. Вторая дата — 2002 год, когда Юлия Ческидова написала первую икону “Утоли мои печали” по левкасу, по сусальному золоту. Пётр Иванович показал икону коллегам, все в один голос признали невьянское письмо и предположили, что это, возможно, XIX век. Тогда Пётр Иванович открыл им тайну, рассказал, что написал икону современный мастер. Впоследствии художественное направление развивалось, мы начали создавать также иконы, писанные по объёмному изображению: по металлу, меди и серебру».
При поддержке губернатора и правительства Свердловской области в 2002 году на базе мастерской был создан фонд «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов». А в 2003 году любой желающий уже смог увидеть творения местных мастеров, не перестающих удивлять и ломать стереотипы традиционной иконописи, в музее «Дом Невьянской иконы». Теперь мастера учат уникальному искусству не только детей, но и взрослых. Для них разработана отдельная образовательная программа, направленная на развитие их творческого потенциала. В стенах Дома Невьянской иконы организовывают концерты с участием контрабасистов, виолончелистов и скрипачей.
«Мы занимаемся и просветительской работой. Не так давно ко мне приходила молодая пара, — вспоминает Наталья Прилепская. — Ждали Петра Ивановича, чтобы он оценил полеосную икону, вероятно, хотели продать. В среднике расположен образ Казанской Богородицы — главный покровитель всей семьи или всего рода, на полях — 18 святых, избранных по имени каждого члена семьи, святые небесные тёзки. Из семейных полеосных икон вырастали большие родовые иконостасы. Они говорят о состоятельности семьи — и материальной, и духовной. Ребятам в наследство достался дом, они стали разгребать вещи, нашли икону. Имена на иконе ещё не совсем были стёрты. Девочка узнала имя своей прабабушки. Ребята молодцы, они в итоге не стали продавать икону. Мы обновили некоторые детали, и они икону забрали домой».