Дом, где живут подносы: как музей подносного промысла в Нижнем Тагиле способствует сохранению ремесла

03.02.2021

Музей подносного мастерства156.jpg

Старинный дом Худояровых хорошо знаком каждому жителю Нижнего Тагила. Но вот о том, что семейное гнездо знаменитых крепостных художников было построено в середине XIX века совсем в другом месте и только в 80-е годы ХХ века сменило прописку, знают немногие. Съёмочная группа проекта «Новый Урал» отправилась в Нижний Тагил, чтобы узнать другие интересные факты о доме-музее, который хранит секреты легендарного народного промысла – лаковой росписи по металлу.

Бревенчатый двухэтажный дом, который сегодня имеет статус памятника истории федерального значения и является Музеем истории подносного промысла, в середине XIX века на улице Горького (бывшей Береговой) построил Исаак Фёдорович Худояров. Это был добротный дом-мастерская: на первом этаже стояли печи для просушки знаменитых тагильских подносов, а на втором находились жилые комнаты. Дом принадлежал нескольким поколениям династии художников, но ближе к началу XX века потомки продали имущество и перебрались в столичные города. После революции 1917 года здесь были организованы коммунальные квартиры и вплоть до 70-х годов XX века в одной из старейших построек Нижнего Тагила жили обычные горожане.

Как рассказывает научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Светлана Сергеевна Перевозкина, судьба дома изменилась после решения городских властей о создании музейного комплекса на основе музеефикации памятников истории и архитектуры, которое вышло в 1979 году. В 1982-м была проделана сложнейшая операция: здание перенесли на территорию этнографического комплекса на улицу Тагильскую. Был произведён не только перенос, но и реставрация: заменены сгнившие венцы бревенчатых стен, обновлена кровля. В 1991 году в доме открылся Музей истории подносного промысла, который стал первым объектом Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» – одного из крупнейших музейных объединений Урала.

Главным условием возникновения подносного промысла в Нижнем Тагиле стало производство знаменитого металла марки «Старый соболь», отличавшегося отличной мягкостью и ковкостью. Вторым фактором стала традиция иконописи, которую на Урал принесли старообрядцы.

До сих пор исследователи не могут дать ответ, откуда прибыли на Урал Худояровы. Точно известно одно – они были старообрядцами и владели навыками иконописи, которые использовали в подносном промысле. Основатель художественной династии Андрей Степанович изобрёл рецепт знаменитого хрустального лака.

«Лак обладал несколькими важными качествами. Во-первых, был прозрачным и придавал мерцание краскам. А во-вторых, он был особо прочный. Считается, что тагильский хрустальный лак мог выдерживать так называемую царскую водку – смесь соляной и серной кислот. К сожалению, секрет лака был утерян. Современные мастера пробовали его раскрыть, специалисты проводили анализы по составу лака, но повторить рецепт до сих пор никому не удалось. Известно, что лак содержал масла, определённые смолы, но нам неизвестна технология нанесения лака: каким слоем, сколько слоёв, в какой последовательности», – рассказывает Светлана Перевозкина.

Гостям Музея истории подносного промысла рассказывают не только про знаменитых Худояровых, но и про других местных мастеров: Перезоловых, Дубасниковых, Головановых, Обуховых. Экспозиция музея представляет ретроспективный показ творчества мастеров лаковой росписи по металлу за 275 лет, именно столько исполняется промыслу в этом году.

Во время увлекательной экскурсии по музею посетителей знакомят с технологическим процессом создания тагильского подноса. Как и какими инструментами создавались формы подносов, как их подготавливали до нанесения красок. Увлекательно рассказывают, как в середине XX века промысел чуть не исчез. Но благодаря Постановлению ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.) началось возрождение промысла, в котором большую роль сыграла тагильская мастерица Агриппина Афанасьева – ученица известной художницы по росписи подносов Устиньи Растемяшиной-Барболиной. В 1970-е годы она сама начала обучать на тот момент почти забытому приёму двуцветного мазка, характерного для тагильской росписи. Яркие самобытные подносы Афанасьевой тоже представлены в экспозиции.

Кроме того, Агриппина Васильевна воспитала целую плеяду талантливых мастеров, которые не только освоили традиционные приёмы тагильского письма, но и значительно развили их в своём творчестве по всем направлениям: цветочному, сюжетному, орнаментальному.

«Если бы не было тёти Груши, как любовно её называли ученики, не было бы тагильского розана в том виде, в котором мы знаем его сейчас», – говорят сотрудники Музея подносного промысла.

Центром возрождения росписи стал завод «Эмальпосуда», где работала экспериментальная творческая группа. Мастера, прошедшие эту школу, сами стали самобытными художниками, и подтверждением этому служит экспозиция музея, где представлены работы современных мастеров.

После бурного возрождения в 1970–80-е годы подносный промысел почувствовал на себе всю тяжесть социально-экономического кризиса 1990-х годов. Завод «Эмальпосуда» перестал существовать, мастера потеряли материальную и методическую базу, разошлись по разным кооперативам… В этих условиях Музей истории подносного промысла стал одним из важных факторов сохранения промысла: здесь постоянно проходят выставки работ современных мастеров, раз в два года проводится научно-практическая конференция «Худояровские чтения», выставка-конкурс им. Худояровых на звание «Мастер года по декоративно-прикладному искусству». А самое главное, что сюда приходят тагильчане и гости города всех возрастов, чтобы познакомиться с этим уникальным промыслом – росписью по металлу, удивиться оригинальности и разнообразию тагильских подносов, которые стали известным брендом Нижнего Тагила. Кроме того, здесь можно принять участие в мастер-классе по трафаретной росписи и в других мероприятиях: Масленице, Пасхе. Троице и т. д.

Музей истории подносного промысла стал любимым местом встречи художников лаковой росписи по металлу, где в творческом общении рождаются новые идеи.

0