«Драма Номер Три»: история театра, который работал в войну, кризис и пандемию

28.04.2021

Театр Драмы 001.jpg

Каменск-Уральский театр — один из старейших в Свердловской области. Его постановки регулярно становятся призёрами и победителями всероссийских фестивалей. Ежегодно «Драму» посещают более 50 тысяч человек. Съёмочная группа проекта «Новый Урал» посетила небольшой промышленный город и узнала, как создаются спектакли в «Драме Номер Три».

Появился во время войны

В 1924 году в Екатеринбурге создали несколько театральных трупп, которые гастролировали по всей Свердловской области. Одной из них была труппа № 3. Она путешествовала по Северному Уралу несколько десятилетий, пока в 1941 году война не застала коллектив в Нижнем Тагиле.

Тогда актёрский состав отправили в Каменск-Уральский, где он продолжал работать, несмотря на тяжелейшее время. В 1943 году в городе появилась первая профессиональная труппа.

«Я, когда рассказываю об этом, думаю, каково же великое значение искусства в жизни человека. Подумайте только, война идёт, а люди идут в театр», — поделилась Людмила Матис, художественный руководитель театра.

После войны труппа осталась в Каменске-Уральском, получив там постоянную «прописку». Но у театра была большая проблема — отсутствие своего помещения. Целых 54 года актёрам приходилось выступать в зданиях местных музеев и других местах. Только в конце прошлого века театр получил своё постоянное помещение в здании бывшего дворца культуры «Строитель».

Театр в настоящее время

Сейчас театр постоянно обновляется как снаружи, так и внутри: в 2018 году в «Драме» заменили витражи, в 2019-м — фасад здания, в 2020-м установили новые кресла. Но при этом театр решил сохранить своё историческое название (труппа № 3) и с декабря 2006 года он называется «Драма Номер Три».

Помимо этого, сейчас в распоряжении творческого коллектива два зрительных зала: малый на 100 мест и большой на 780. В большом зале выступает основной состав артистов. А вот в малом играют два творческих коллектива, которые закреплены за театром — это детская студия «Маленький театрик» и народный театр «Эльдорадо». В детской студии ребята проходят курсы истории театра, сценической речи и движения, актёрского мастерства. В молодёжной студии актёры разного возраста участвуют в постановках «взрослого» театра и ставят свои спектакли.

Сейчас у «Драмы Номер Три» в репертуаре более 40 спектаклей. 27 артистов состоят в основной труппе и ежедневно трудятся над созданием постановок. Нехватку зрителей здесь не ощущали никогда, даже в период кризиса.

Театр Драмы 073.jpg

«Во время кризиса я поставила спектакль по детской книжке “Поллианна”. Мы думали, из-за кризиса у нас упадёт посещаемость, но она только увеличилась. Мы потом начали анализировать, почему так произошло. И наверное, это произошло из-за смысла сказки. Главное кредо у героини: “Ищи во всём позитив”», — рассказала Людмила Матис, художественный руководитель театра.

Закулисье и секреты красивых постановок

Над каждым спектаклем в театре трудятся десятки человек, и далеко не всех зрители видят на сцене. Директор театра Полина Мамаева провела нас по нескольким производственным мастерским и цехам, которые скрыты от глаз.

Первая наша остановка — цех по изготовлению декораций. Здесь из досок, гвоздей и кусков металла создают красивые столы, якоря, деревья, облака и всё, что задумает режиссёр спектакля. Некоторые декорации печатаются на 3D-принтере.

Театр Драмы 061.jpg

«Из-за того, что в этом здании изначально не планировался театр, у нас часто возникают технические трудности. Элементарно, в профессиональных театрах за сценой находится рабочие помещение, где изготавливают декорации. У нас этого нет, поэтому приходится изготавливать декорации частями в цехе, а потом искать момент, чтобы перенести их на сцену и там смонтировать», — рассказала директор театра Полина Мамаева.

Вторая важнейшая локация в театре — костюмерная. В ней хранится несколько сотен костюмов. Директор театра отмечает, что некоторые наряды им передал Дом культуры, который в советское время располагался на месте театра. Но несмотря на обилие костюмов, в соседнем кабинете ежедневно трудятся швеи.

«У каждого художника своя картинка в голове. Если художнику нужна ярко-розовая юбка, то юбка цвета фуксии уже не пойдёт. При этом всё должно смотреться органично», — поделилась швея.

В будущем сотрудники театра планируют выпустить книгу о «Драме» и открыть свой музей.

0