В 2012 году мир искусства поразила сенсация: в небольшом уральском городе Ирбите многие годы хранился подлинник Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина и её сестра Марфа», который раньше считался копией. Это событие привлекло к городу внимание мировой общественности, специалистов и просто ценителей искусства. Сегодня сюда едут туристы из Свердловской и других областей, чтобы посмотреть Рубенса и шедевры других европейских мастеров.
История ирбитского музея начинается в 1972 году, когда в городе был создан филиал Свердловской картинной галереи. Тогда же началось формирование коллекции. Большая часть произведений была передана столичными музеями. Сегодня собрание музея насчитывает более 15 тысяч экспонатов, основу коллекции составляют работы европейских мастеров гравюры XV–XX веков. А Музей гравюры и искусства открылся в 2014 году в здании XIX века, где раньше были торговые ряды Ирбитской ярмарки, после многолетней реконструкции.
Сергей Мурзин
генеральный директор Музея Гравюры и Рисунка
«В музее сформировалась весьма солидная коллекция знаменитой редкой западно-европейской гравюры с конца XV века и до наших дней. Серию живописных произведений старых европейских мастеров мы получили из Эрмитажа. Также мы получали в дар от музея Пушкина, Русского музея произведения из запасников, из фондов Б, требующие серьёзной реставрации. В годы создания нашего музея ещё не существовало некоторых реставрационных технологий, и многие графические листы и живописные полотна лежали, ждали своей очереди», — рассказывает генеральный директор музея Сергей Мурзин.
На втором этаже, в терракотовом зале, посетителей встречает прославившаяся на весь мир «Кающаяся Мария Магдалина» Рубенса. В этом зале представлены и другие дары Эрмитажа, в том числе «Портрет инфанты Изабеллы» Антониса ван Дейка 1628 года. Эта картина одна из первых в коллекции ирбитского музея получила имя.
«Во всех музеях мира есть работы неизвестных художников, которые ждут своего часа и обретения имени. У каждой картины есть автор, и его имя обязательно должно быть присвоено произведению искусства. Это как у людей есть фамилия рода, так и у картины должны быть имя и фамилия. Наши сотрудники ежедневно делают маленькие открытия, узнают новую информацию о хранящихся произведениях. Мы надеемся, что в ближайшем будущем наш музей откроет новые шедевры», — говорит заведующая отделом научно-просветительской работы Ирина Малкова.
Приезжающие в Ирбит увидеть картину Рубенса удивляются, что в Музее гравюры и рисунка есть богатейшая коллекция графики. Причём показывается графика круглогодично благодаря новым технологиям, изначально заложенным в проект строящегося музея. Старинная гравюра очень привередлива, она не терпит прямых солнечных лучей и света, поэтому большую часть времени, когда в залах нет посетителей, произведения живут в темноте. Созданы в залах и особые температурный и влажностный режимы.
Зрители могут познакомиться с произведениями итальянской, нидерландской, фламандской, голландской, немецкой, французской, английской, испанской, швейцарской, австрийской, польской, болгарской, шведской, бельгийской школ.
Так, в ирбитском музее представлены все 80 листов серии «Капричос» испанца Франсиско Гойи. Таким богатством в России могут похвастаться лишь Пушкинский музей и Эрмитаж. Своей знаменитой серией офортов Гойя высмеивал предрассудки и пороки испанского общества конца XVIII века.
Также в залах музея можно увидеть графические пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетную гравюру. Здесь представлена графика импрессиониста Макса Леграна, Камиля Писсаро, Пьера Ренуара, Эдуарда Мане, постимпрессиониста Тулуза Лотрека и даже Марка Шагала и Сальвадора Дали. Как говорят сотрудники музея, его гости могут проследить развитие графики с XV века до сегодняшних дней.
Главная графическая гордость музея — две уникальные гравюры размером 2 на 1,5 метра. Это «Поругание Христа. Увенчание тернием» второй половины XVII века Франсуа Ланго по мотивам утраченного живописного оригинала ван Дейка и «Тайная вечеря» Поля Дево по картине Рубенса. Эти работы не имеют аналогов в российских музеях, а всего в мире сохранилось пять графических листов такого формата. Огромные гравюры на девяти листах художники создавали около 20 лет.
Для посетителей музея также доступна шикарная библиотека с книгами по истории искусства, коллекционными изданиями. Идея организовать специализированную библиотеку принадлежала создателю музея Валерию Карпову, который долгие год был его директором.